Get Adobe Flash player

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

 

 

 

Играем всей семьей для здоровья и благополучия

 

Смирнва Н.Б. – психолог МКУ ЦД и С «Юность»,

 кандидат психологических наук

 

Как у взрослых есть работа, так и в жизни ребенка есть очень важное занятие - игра. От того, в какие игры играют ваши дети, может зависеть их будущее. В настоящее время и психологи, и педагоги признают огромное значение игры для полноценного и гармоничного развития ребенка.  С помощью игры ребенок познает самого себя и окружающий мир, развивает свои физические и умственные способности, учится общаться с окружающими. Поэтому игра для ребенка - это не просто игра, это необходимое условие для нормального роста и всего последующего развития. Есть игры, способствующие развитию внимания и памяти, игры со словами расширяют словарь ребенка, подвижные игры развивают координацию. Коллективная игра помогает ребенку научиться взаимодействовать с другими, освоение правил игры формирует волевую сферу – ведь детям так трудно заставить себя соблюдать правила, особенно, если они проигрывают. Разработано множество развивающих игр и игрушек, проводятся специальные занятия в игровой форме, но, вероятно, усиленное внимание специалистов к детским играм привело к тому, что родители с детьми играть стали меньше. К тому же, в сознании родителей все игры разделились на полезные, развивающие и бесполезные. Развивающие игры – это «занятия», на которые выделяются время и силы, но утрачивается элемент радости, а бесполезные, это трата времени, которая допустима, если нет чего-то, более важного. Пока ребенок маленький, взрослые стараются увлечь его игрой, чтобы отвлечься самим на что-нибудь другое и раздражаются, что он вместо того, чтобы «спокойно поиграть» пытается вовлечь в действие окружающих.  Повзрослев, дети организуют игру сами, но родители в любой момент могут прервать, или попытаться прервать эту «ерунду» и удивляются, почему дети так болезненно реагируют на такое «неуважительное» отношение к их занятию.

Грустно, когда на вопрос,  «Что объединяет вашу семью?» многие  отвечают: «Общий стол». А дети часто называют лучшими семейные выходные, проведенные с родителями  в торговом центре. Конечно, общий ужин, когда все наконец-то собираются в полном составе – это прекрасно и совместный поход в гипермаркет сплачивает семью, а праздничные воскресные обеды с бабушками и дедушками – это просто здорово. Но если дело ограничивается лишь совместными трапезами, то стоит ли удивляться формированию у подрастающего поколения культуры потребления.

Выход в том, чтобы начать всем вместе играть. Игры с родителями — неотъемлемая часть развития детей. Польза от этого огромная. Любая совместная игра сближает, помогает установить доверительные отношения, делает родителей доступней для детей. Конечно, среди многочисленных ежедневных дел порой сложно найти время для того, чтобы затеять игру с ребенком, а уж найти время, когда все будут свободны еще труднее. Но в действительности причина часто кроется в том,  что традиции  активного и творческого семейного досуга потеряны. Сегодняшние родители, в семьях которых совместные игры дома и на природе были в почете, вспоминают об этом с большой теплотой. А современные дети просиживают все свободное время у экранов телевизоров или за мониторами компьютеров, променяв радость движения и живого общения на новые технологии. Взрослые  перестали передавать детям по наследству старые традиционные, игры, которые кажутся сейчас примитивными.

Например, старинные прятки и жмурки теперь во дворах встречаются не часто, а именно эти, знакомые многим поколениям, игры позволяют ребенку научиться управлять своими страхами темноты и одиночества. В жмурках ребенок на некоторое время оказывается в темноте, один, без возможности видеть окружающих, он не знает, что происходит вокруг и вынужден доверять окружающим и миру. Даже для взрослого человека это не простая задача, но, к счастью, в игре дети над этим не задумываются. Мир игры гарантирует некоторую условность темноты и одиночества, азарт игры дает силы преодолевать страх и ребенок, незаметно для себя, входит в эту ситуацию легко и свободно. Работая с детьми школьного возраста с повышенным уровнем тревожности, я заметила, что они боятся этой игры, так как ее нет в их детском опыте. А ведь так просто  найти небольшое безопасное пространство, завязать глаза и постараться поймать свое чадо. А потом предложить ему попробовать самому побыть ловцом. И не забывайте, как и любому другому навыку, играть де­тей нужно учить.

Как правило, до трех лет занятия ребенка еще нельзя назвать настоящей игрой. Игра возникает тогда, когда дети начинают осваивать сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Игра - ведущая деятельность дошкольника, через нее он осваивает социальный мир, ограничения, свои возможности,  различные роли и правила поведения, учится преодолевать трудности и справляться с неудачами. Для младших школьников игра – и место пробы сил, где можно поэкспериментировать и место безопасного отдыха в знакомом старом детском мире, чтобы передохнув, осваивать новые знания и умения. У подростков  в игре выплескивается их бурная, незнакомая им самим энергия, пугающая их физическими и эмоциональными всплесками. Кроме того – игра, это то пространство, где ребенок может быть иногда сильнее, удачливее, умнее взрослого. И если в семье есть традиция иногда  просто всем вместе поиграть, это способствует не только физическому и  интеллектуальному развитию, но и  душевному благополучию и ребенка, и всей семьи.

Любой ребенок придет в восторг, увидев вдруг своего вечно серьезного и занятого папу играющим в жмурки. Как сказано у замечательного психолога Владимира Леви: «Вспомните, разве сами вы не мечтали о ТАКИХ РОДИТЕЛЯХ?»

Во что можно играть всей семьей?

Если заботиться о здоровье и выносливости, то полезно осваивать подвижные игры. Можно выбрать  спортивные игры, но они часто требуют определенных физических способностей. К сожалению, многие родители, предпочитают даже не спортивную игру, а совместные занятия спортом, например – горные лыжи или плавание. Это очень хорошо само по себе, но не вместо игры. Обычно каждая семья, отправляясь на природу, прихватывает с собой мячик. Но часто он так и проскучает весь день, абсолютно не востребованный. А, между тем, кроме хорошо известного всем пляжного волейбола, существует множество других веселых игр с мячом, которые будут по силам детворе. Попробуйте поучить детей играть в волейбол, хотя для большинства малышей это слишком сложная задача. Для них подойдет игра, где мячик нужно не отбивать, а ловить. Например, старая игра «съедобное - несъедобное».  Можно вспомнить салочки и колдунчики, вышибалы и картошку. Можно запускать вместе воздушных змеев, погонять мячик с пятилетним сыном или устроить семейные соревнования по  пинг-понгу, но для этого ребенок должен освоить хотя бы минимальные правила. В  безопасных водоемах очень увлекательно играть в салки с мячом. Важно только, что всем членам семьи это занятие должно одинаково нравиться, так как игры по-принуждению, только ради того, чтобы все были вместе, часто не способствуют ни здоровью, ни улучшению отношений, а наоборот, приводят к различным неприятностям от  небольших или тяжелых травм до депрессии и нервных срывов.

Если вы не готовы много двигаться или обстоятельства ограничивают вашу свободу можно вспомнить о театральных играх, в которые играла молодежь еще в 19 веке. Не обязательно это должен быть настоящий спектакль – можно без слов показывать названия фильмов или книг или известные пословицы. Можно поиграть в «крокодила» или испорченный телефон, когда слово передается от одного к другому невербально – мимикой и жестами. В эти игры легко включить подрастающих  детей, ведь их мир состоит не столько из слов, сколько из действий и эмоций. Дети поразительно точно могут их «считывать» по вашему выражению лица и походке. Да и взрослым очень полезно порой раскрепоститься, дать своему телу двигаться так, как оно хочет, и научиться передавать информацию  не  только словами, но и другими способами.  Если же вам нравится работа режиссера, можно устраивать и домашние спектакли. Для самых маленьких зрителей больше подходят кукольные инсценировки знакомых сказок, а дети постарше обожают наряжаться в «настоящие костюмы», гримироваться и играть по всем правилам. Можно поставить спектакль к ближайшему дню рожденья в подарок папе, маме, бабушке или дедушке, которым будет очень приятно увидеть спектакль, поставленный в их честь. Кроме радости совместного творчества  и  личного самовыражения, возможность проигрывания различных ролей, сложных ситуаций, героических и романтических сценок имеет психотерапевтический эффект.

Для тихой домашней обстановки  подходят также   разные увлекательные настольные игры развивающие память, наблюдательность, внимание, мышление: от вечного лото, в которое играли многие поколения, до современных игр: мемори, эрудит, князья, монополия,  «Проект Икс», и разнообразные игры с кубиком и фишками - бродилки.  Главное при выборе игры  это легкость освоения правил, возможность включения большого количества участников (в отличие от шашек и шахмат, а также компьютерных игр), и тематика, которая была бы интересна любому члену семьи. Например, если кто-то в семье совсем не интересуется растениями, не стоит покупать ботаническое лото и заставлять играть в него «для гармоничного развития».  Если же у вас нет под рукой интересной игры, вы можете нарисовать ее сами или попробовать сочинить сказку. Говорят, что великий сказочник Андерсен мог придумать удивительную историю абсолютно о каждом предмете, который попадался ему на глаза. Поиграйте в сказочников и попробуйте сочинить свою сказку. Можно делать это в свободном порядке, а можно сочинять сказку по кругу. В эту игру можно играть, уютно расположившись дома, а можно и в дороге, и тогда путешествие будет совсем не утомительным. Первый участник игры произносит первую фразу. Например, такую: «Жил-был маленький котенок». Следующий участник подхватывает и каждый вносит по очереди свою лепту в развитие сюжета. Порой сказка заканчивается через пять минут, а иногда – продолжается в течение нескольких дней.

Играя всей семьей в активные подвижные или творческие игры важно помнить,  что:

ü  игра должна быть посильной для всех участников, чтоб никто не разочаровывался, и всем  хотелось играть. Не думайте, что если вам игра кажется легкой, то и остальным легко играть в нее.

ü  Игра - дело творческое и пусть правила будут гибкими.

ü  Не надо бояться  активности и эмоций – азарт порождает избыток чувств. Лучше помогите с ними справляться.

ü  Не стоит воспринимать игру как свой тяжкий долг, позвольте себе побыть ребенком. А если вам не нравится эта игра, постарайтесь придумать что-либо более увлекательное.

ü  И самое главное – игра должна быть безопасной и обязанность родителей это обеспечить.

Игр можно вспомнить или придумать бесконечное множество. Родителям, включившимся в осознанное воспитание ребенка, важно подобрать свой набор любимых семейных игр. Надо найти такие игры, которые были бы интересны для всех членов вашей семьи! Включая папу и маму, младших и старших детей,  бабушек и дедушек. Совместные игры раскрепощают и взрослых и малышей, делают их ближе и роднее. Подобные развлечения – это очень большая эмоциональная подпитка и для больших и для маленьких участников. Ведь для любого члена семьи очень важно чтоб  близкие были рядом, и чтобы каждый чувствовал, что они любят его и друг друга. Хорошее настроение и заряд бодрости обеспечен всем.

Во что бы вы не играли, самое важное  в играх с детьми – искренность. Не стоит смотреть свысока или все время поправлять ошибающихся, не стоит поддаваться, будьте естественны, играйте с азартом, но помнить о «разнице в весовых категориях».  Обязательно нужно меняться с ребенком – «водить» по очереди. Тогда мама  или папа передают ребенку свою уверенность, показывают примеры возможного поведения в игре, учат его радоваться процессу, а не только выигрышу. Играя вместе с ребенком, вы закладываете основу в свои будущие доверительные отношения. Если совместные игры станут традицией, но не рутинной, а радостной, время, проведенное вместе, и вы, и ваши дети будут вспоминать всю жизнь.