Get Adobe Flash player

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

 

 

 

Детские страхи

 

Смирнова Н.Б.,

психолог МКУ ЦД и С «Юность»,

 кандидат психологических наук

  

Дети очень переменчивы в своих эмоциональных проявлениях. Только что ребенок радовался, качаясь на качелях, но вот увидел, что кто-то подошел к его игрушке и уже с гневом или плачем бросается спасать свою вещь или жаловаться маме.  Вот рыдающая девочка отталкивает мамину руку, вытирающую грязь и слезы с ее милого личика, через минуту мгновенно успокаивается, как только ей обещают  купить «киндер-сюрприз». Дети эмоциональны, их гнев и радость, обиды и увлеченность  проявляются вовне достаточно заметными для взрослых действиями. Одна из самых «нервирующих» и  пугающих родителей эмоция детей  это страхи.

            Со страхами  своих чад родители  сталкиваются достаточно часто. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Но организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго.

Страхи детей многообразны  и по своим причинам, и по проявлениям – это и отказ идти в незнакомое или знакомое, но неприятное место,  это плач при приближении чужого человека,  это вздрагивания от любого резкого звука, это нервное манипулирование предметами, расчесывание рук и обгрызание ногтей, нервные тики и ночные кошмары.

Некоторые страхи дети перерастают, а некоторые растут вместе с ними. Затяжное, трудно преодолимое состояние тревоги неблагоприятно влияет на формирование характера, на отношения с окружающими и приспособление к внешнему миру, а иногда перерастает в фобию. Родители, психологи, врачи пытаются разобраться в детских страхах и помочь их преодолеть.

 Детям разных возрастов свойственны немного разные страхи. Для детей от рождения до пяти лет характерен страх нового, неожиданного, грозящего непонятными изменениями или страх повторяющихся ситуаций, связанный с их личным негативным опытом.  Это может быть боязнь засыпания в собственной кроватке, так как проснувшись там,  ребенок не обнаруживает рядом маму,  страх врачей, так как в его еще такой путаной и непрочной памяти остались неприятные моменты прививки или болезни. Это может быть страх открытой воды  - сколько молодых родителей разочаровывается, впервые поехав с малышом к морю. Ребенок и сам не идет купаться, и  требует, чтобы родители оставались с постоянно ним. Родители, приводящие малышей на групповые занятия в детские центры,  часто сталкиваются со стойким нежеланием ребенка идти в группу, с его тревогой остаться без защиты. Особенно этому подвержены дети, постоянно общающиеся с одним из родителей.  Еще в настоящее время все чаще к психологам и психоневрологам обращаются родители по поводу неадекватной реакции ребенка на любой резкий звук – ремонт у соседей, проехавший под окнами мотоцикл и т.п. Дети вздрагивают, рыдают, не могут заснуть, теряют аппетит. Это лишь небольшой перечень страхов малышей, с которыми сталкиваются родители.

 Как можно помочь ребенку укрепить психику и научится справляться с тревогой?

 Во-первых, следует помнить, что связь  маленького ребенка с родителями очень тесная, и дети буквально «считывают» эмоциональное состояние взрослого, обращая на слова гораздо меньше внимания. В раннем возрасте внутреннее спокойствие родителей – самое лучшее и эффективное успокаивающее средство. И наоборот, беспокойство мамы, например, ее страх стоматологического кресла, передается ребенку, и он, несмотря на отсутствие собственного негативного опыта, заранее боится визита к зубному врачу, даже если предстоит просто ежегодный осмотр. Дети очень чувствительны, они реагируют даже на невысказанные родительские страхи, поэтому, когда родители, интуитивно или сознательно, стараются оградить ребенка от ситуации, которые пугают их самих, в детской душе поселяется тревога и, как следствие, - страхи.

Второй важный момент – это то, что дети постоянно сталкиваются с новыми ситуациями, к которым им необходимо  как-то приспосабливаться. Детский опыт невелик, память еще не окончательно сформировалась, поэтому  даже смена времен года или ежегодный выезд  летом на дачу для ребенка – событие значительное и порой непредсказуемое. Если для взрослых  новый день не приносит  почти ничего нового, то для малыша, наоборот, ежедневно что-то случается, происходят открытия, не всегда приятные, но всегда удивительные. Поэтому для спокойствия ребенка очень важен режим и повторяющиеся события, дающие ощущение стабильности – некоторые просят одну и ту же кашу каждое утро, другие привязываются к определенной одежде или игрушке, третьи просят перед сном читать одну и ту же книжку. Постарайтесь организовать им эту стабильность, создав несколько семейных ритуалов: чтения перед сном, или ежедневной игры на детской площадке, а, главное, придерживайтесь режима дня, что очень способствует общему здоровью ребенка, включая его психику.

Еще одной причиной детской тревожности является педагогическая ошибка родителей – запугивание в воспитательных целях: будешь бегать – собачка тебя укусит, не будешь есть кашу – отдам тебя … (милиционеру, бабе-яге, в детский дом и т.п.) Постарайтесь избежать этой ошибки. Конечно, следует объяснить ребенку, что не следует выбегать на проезжую часть и уходить с любым встречным, но постарайтесь не рисовать красочных подробных картин  на тему, что бывает с детьми, не слушающими родителей.

Кроме того, следует помнить, что в раннем детстве существует несколько периодов, когда большинство детей становятся очень «привязчивы» к тому, с кем проводят большую часть времени. Первый такой период  - от 6 до 9 месяцев, когда младенец начинает различать лица и резко реагировать на появление незнакомых  ему – т.е. тех, кого ребенок не видит регулярно, даже на родственников, которые приходят раз в месяц. 

Для детей второго года жизни вообще характерна обостренная ориентировочная реакция на новизну. В возрасте двух лет дети отличаются особой потребностью в постоянном телесном присутствии мамы или другого близкого взрослого. Ребенок боится потерять мать из поля зрения и в прямом смысле слова держится за ее юбку. Многие дети в этом возрасте постоянно ожидают какого-либо страшного «события». Они внимательно вглядываются в лица незнакомых людей,  не подпускают к себе посторонних,  прячутся за мать,  плачут при резких звуках,  боятся заводных игрушек.  Их могут испугать прыгающие, гудящие игрушки, звери с загорающимися глазами, а также игрушки, имеющие утрированные части лица (большие глаза, растянутый зубастый рот, высунутый язык, большой нос, неестественно торчащие уши и т.п.) Эмоционально отрицательные впечатления раннего детства могут стать причиной тревожности и формирования такой нежелательной черты характера, как трусость.

Взрослые не должны провоцировать страхи детей. Профилактика тревожности - чуткое, внимательное отношение к ребенку, охрана его нервной системы. С раннего возраста ребенок начинает выстраивать свое поведение в зависимости от  отношений с человеком, который проводит с ним больше времени и теряется, когда приходится столкнуться с тем, что у других членов семьи или  у воспитателей  требования совсем другие. Детям с 3-х до 5 лет  очень сложно, когда у родителей, а так же у бабушек и дедушек различаются взгляды на то, что можно, а чего нельзя делать ребенку. Противоречивое поведение, несогласованные или постоянно меняющиеся требования и ожидания взрослых ставят ребенка в сложную ситуацию. Взрослый для малыша – образец, а если образцы разные и противоречивые, а собственного опыта нет, то ребенку приходится подстраиваться под каждого – с мамой быть вежливым и ласковым, с папой активным и смелым, с бабушкой послушным и  бережливым, с дедушкой щедрым и тихим и т.д. Для маленьких детей такая обстановка является стрессогенной, и приводит к страху поступить не так, быть наказанным, потерять любовь близких. Став старше, дети учатся этим пользоваться, и прекрасно знают, у кого просить подарок, а на кого топать и кричать, и кому в семье на кого жаловаться.

 После 5- 6  лет страхи детей немного меняются. Ребенок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать. Поэтому в старшем дошкольном возрасте, можно уже говорить не только об эмоциональной, но и о рационально-познавательной основе страхов. Мир и окружающие люди стали более знакомыми и привычными, зато  начинает активно развиваться воображение. Взрослые бывают удивлены, когда им  удается заглянуть в мир детских страхов: обрывки сказок или  фильмов, тень от дерева на окне или необычные усы и борода соседа,  подслушанные разговоры взрослых или специально рассказанные старшими детьми «страшилки» - все это причудливым образом переплетается в детском сознании. В разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: страх перед животными, темнотой,  и в 6-8 лет — страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей развития. Детский страх смерти непонятен родителям и кажется им тревожным симптомом. Но ребенок узнал многое о мире, узнал, что он человек, что люди умирают, и вдруг неожиданно связал эти два факта между собой. Плохо осознаваемый самим ребенком страх смерти может трансформироваться  во что-то более привычное и понятное – страх нападения бандитов или стихийного бедствия, страх болезни - своей или родителей, страх транспорта и т.п. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка.

Телевидение также может быть одной из причин порождающих страх у ребёнка. Фильмы, наполненные жуткими и кровавыми сценами, новости, рассказывающие о криминальных фактах, автокатастрофах или просто несчастных случаях будоражат детскую фантазию, особенно у эмоционально- восприимчивых детей. Родителям следует внимательней относиться к тому, что смотрит их ребенок по телевизору и сколько времени он проводят перед ним.

Еще один современный повод для детской тревоги - зачастую необоснованный страх не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо. Честолюбие и тщеславие взрослых требует скорых результатов и вдобавок благодарности за заботу. Родители стремятся максимально интенсифицировать и интеллектуализировать воспитание, опасаясь, что их чадо не будет соответствовать непомерно высоким в их представлении социальным стандартам, например, не сможет попасть в престижную школу. В результате и у любвеобильных и заботливых родителей дети могут заработать невроз оттого, что не успевают меняться к лучшему, что не могут дотянуться до той высокой планки, которую ставят перед ним взрослые. В результате у детей возникает внушенная тревожность. Дети не могут справиться со своими переживаниями и страхами и ощущают себя несчастными в своем «счастливом» детстве. Часто эти страхи прорываются телесными симптомами – обгрызанием ногтей, нервными тиками, непонятными истериками.

 К сожалению, мы, взрослые, не можем совсем оградить детей от тревоги. Каждому ребенку предстоит со всем этим справиться, ведь период детских страхов — это естественный этап взросления. Основными  помощниками  в этом взрослении являются родители. Важно, чтобы в этом возрасте родители не отмахивались от детских страхов,  проявляя равнодушие или излишний оптимизм – «само пройдет», и не пугались сами, а постарались поговорить с ребенком на пугающую его тему. Если сын или дочь  почувствуют, что родители спокойны, уверены в себе и не боятся об этом  говорить, то у ребенка появится надежда справиться со своей тревогой. Некоторые пугающие ситуации можно попробовать представить смешными. Преобразование пугающей и страшной ситуации в комическую может изменить эмоциональный настрой ребёнка и со временем он может перестать бояться.

Исследования показали, что у детей, живущих в отдельных квартирах, особенно у девочек, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир. В первую очередь это относится к единственным детям, по отношению к которым взрослые проявляют больше беспокойства и опеки. Такие дети лишены непосредственного контакта друг с другом, у них больше вероятность появления страхов одиночества, темноты, чудовищ и т. д. Развитию у детей тревожности  способствуют недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры. Большинство из них уже не могут с азартом играть в прятки, «казаки-разбойники», вышибалы и т. д. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных и подвижных игр существенно обедняет эмоциональную жизнь, приводит к чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации психики. В то же время игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, так как в ней в трансформированном виде воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий. В результате, чтобы устранить страхи, приходится применять уже в специально создаваемых условиях те же игры, в которые могли бы играть, но не играют современные дети. Не играют же они не только потому, что живут в большом построенном для взрослых городе, но еще и потому, что имеют слишком строгих родителей, считающих игру баловством и пустым времяпрепровождением. Кроме того, многие родители опасаются игр, так как боятся за детей, ведь, играя, ребенок всегда может получить травму, испачкаться, испугаться.  Организуя совместные игры во дворе или дома, поощряя и поддерживая своего ребенка в участии в коллективных играх, родители способствуют снижению детской тревожности.

 Коррекция страхов. Не всегда удаётся победить страх ребёнка сразу. Иногда на это нужно время, тактичное и внимательное отношение к малышу. Но, ни в коем случае не следует высмеивать его боязнь. Если со страхами не удается справиться семейными силами, тогда психолог выбирает подходящую для конкретной ситуации коррекционную программу. Основным направлением коррекционной работы является формирование у ребенка  способов ориентировки в различных сферах деятельности и межличностном взаимодействии. Сама же коррекционная работа строится не как тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Особенно широко в коррекционной работе с дошкольниками используется игра в различных ее разновидностях: сюжетная, дидактическая, подвижная, игра-драматизация, режиссерская.  Важное место в преодолении страхов отводится художественной деятельности – рисование, лепка и т.п. Помогают  занятия физической культурой в специально оборудованных залах. Одно из самых любимых детских занятий – «купание» в бассейне с шариками. В некоторых медико-психологических центрах оборудованы специальные сенсорные комнаты и живые уголки, где проходят специальные занятия.

Детские страхи – неизбежность, и не следует впадать в панику, если ваш ребенок чего-нибудь боится, но и без внимания его тревогу оставлять не стоит. Своевременная поддержка  взрослых поможет детям вырасти смелыми и уверенными в себе.